Психотропные препараты: польза или вред

( доктор медицинских наук Минутко В.Л.)

Агрессивная реклама, посвященная приему психотропных средств, активно поддерживается фармацевтическими кампаниями. В последние тридцать лет продажи психотропных лекарств очень сильно выросли. Только за 10 последних лет ХХ столетия количество рецептов на психотропные препараты выросло на 20%. Сегодня в США стимуляторы и антидепрессанты прописываются более 25 млн. человек. С целью повышения продаж, бурно развился маркетинг в области фармацевтической отрасли, включая маркетинговые исследования психотропных препаратов. Фармацевтическая индустрия потратила в 2001 году 19 миллионов только на рекламу психотропных препаратов в США. Фармацевтические фирмы сегодня тратят по 200 млн. долларов в год на лоббирование своих интересов среди членов конгресса США. Ни одна отрасль не вкладывает такие деньги в продажу своих товаров. С 1998 года лекарственная индустрия лоббировала интересы конгресса по более, чем 1400 законопроектам и потратила 759 миллионов на лоббирование, в то время, как 805 бывших членов власти были наняты в качестве представителей скрытой рекламы. Группа лоббистов состояла из более 50-ти бывших членов Палаты представителей США и двенадцати бывших сенаторов Производители лекарств активно пропагандировали и предлагали бесплатные образцы, книги, видео, программы обучения (в особенности, касающиеся лекарств компании), и многое другое. Например, в 2003 году собрание Американской психиатрической ассоциации проводили четыре обучающих симпозиума, на котором присутствовали двадцать представителей правительства одного из штатов. Каждый симпозиум включал ужин для тех, кто находился на нем. Копии самых продаваемых книг «The Memory Bible» (Small, 2003) и The quiet room (Schiller & Bennett, 1996) рекламировались на дисплее совместно с автографами авторов в их книгах. С 1995 года лекарственная индустрия стала активно завоевывать телевидение, газеты, и другие виды рекламы психотропных средств, обращенные к покупателям. Нередко в рекламе говорилось, что «депрессия является заболеванием, имеющим доказанное, альтернативное и доступное лечение». В то же время, вызывает сомнение, что все случаи депрессии имеют в своей основе биологические причины и требуют назначения антидепрессантов. Возросла лекарственная компания, рекламирующая антидепрессанты или психотропные средства со стороны семейных врачей, особенно для детей с повышенной двигательной активностью и плохой концентрацией внимания. Сегодня неврологи, педиатры, терапевты и врачи других специальностей, не имеющие отношения к психиатрии, активно выписывают психотропные средства. За последние десять лет число объявлений о психотропных препаратах в педиатрических журналах выросло почти в 10 раз.

Финансовые интересы фармацевтической отрасли соответствовали интересам государственной психиатрии и научно – исследовательских институтов. Общей целью здесь было продвижение биологической причинно-следственной модели психических расстройств. К 2001-2002 годам только три психотропных препарата каждый год увеличивали свои продажи минимум на 10%.

Фармацевтические кампании стали предлагать психотропные препараты не профессионалам. По данным ряда авторов сегодня в разных странах мира около 60% психотропных средств назначается в фирмах, не имеющих специальной медицинской лицензии. Представители фармацевтических кампаний направляют своих продавцов на конференции, в последние годы это геронтологические и педиатрические съезды, а не только съезды психиатров или неврологов. Более 40% назначений антидепрессантов, не включающих SSRI (селективный ингибитор) сегодня принимаются без достаточных оснований. При этом проводятся необходимых исследований, показывающих нужно ли вообще принимать психотропные средства, не контролируется концентрация препаратов в крови, побочные эффекты на органы.

Несомненно, когда психотропные препараты необходимы (это определяется специальными анализы, включая подбор медикаментов согласно генетическим исследованиям) – их необходимо принимать, но принимать не вечно, а только на протяжении определенного срока, который также помогают определить не только врачи психиатры «на глаз», но и некоторые нейрофизиологические, иммунологические и биохимические методы исследования.

В большинстве развитых стран мира семь врачей психиатров курирует один продавец психотропных средств. Особенно ярко коррупционная составляющая проявляет себя в закупках государственными структурами бесплатных психотропных препаратов. Стоимость бесплатных препаратов в психиатрии в начале ХХI века выросла в США на 140%. Проводящие расследования журналисты сделали заключение, что «Рекламирование роста (нелицензированной выписки лекарств) является симбиотической связью между врачами и производителями лекарств. В соответствие с программой проведения реформы здоровья Бостонского университета, которая берет свои данные с сайта лоббистских групп производителей лекарств фармацевтического исследования и Американских Производителей, в 1995-2000 годах число рабочих мест в лекарственной индустрии в области исследований и развития упало до 2%, в то время как число рабочих мест в маркетинге ( продавцов) возросло на 59 %. Иными словами, фармацевтические кампании практически не тратят деньги на поиски новых психотропных средств, а усиленно продают старые медикаменты, например, классические антидепрессанты или нейролептики. Государственные органы не контролируют побочные эффекты препаратов, адекватность назначений, а также эффективность терапии психотропными средствами.

Исследователи, которые пытаются остановить неоправданно длительный прием психотропных средств, найти методики, четко определяющие время перерыва и критерии продолжительности приема этих медикаментов подвергаются завуалированным угрозам и запугиванию со стороны тех, кто лоббирует фармацевтические кампании.  

to up